Не всем знакома эта северная строгая, но легкая и ажурная роспись. Послушаем, как звучит название: МЕЗЕНЬ. В нем слышно жужжание, звон северных танцующих на ветру комариков, мычание лесного стража - лося, ощущается мягкий ковер из мха под ногами. Все это и изображали жители архангельских деревень на предметах быта. Очень лаконичны росписи, выполненные мастерами мезенской росписи. Даже в цвете все строго и сурово, как мир севера.И в то же время можно увидеть в рисунках отзвук старинных амфор, расписанных мастерами Греции. Отзвук совсем другого времени и другой культуры.

 

мезень

                         Складывается рисунок из знаков, несущих свою символику из глубины веков.

Почему роспись называется мезенской? Не было такой деревни Мезень, и города такого не было. Откуда же возникло название? Зародился этот народный промысел в поселениях, расположенных в районе реки Мезень. Эта река расположена между двумя крупными реками Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

 

 

Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу

С конца 19 века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна так же как "палащельская роспись". Особенностью палащельской росписи было то, что занимались ею только в одном месте – селе Палащелье и только мужчины. Первым из упомянутых в литературе мастеров назван Степан Дорофеевич Аксенов (род. Около 1840 г.) А первое упоминание о селе относиться к середине XVI века. Однако видимо по причине пожара они не смогли освоить его сразу и подались в другие места. Отсюда и название места: Палащелье, т.е. щелье, где был пал – пожар[3]. На рубеже XVI – XVII веков сюда пришел Игнатий Иванов с сыновьями Никитой и Федором (по переписи 1623 г. в Палащелье было три двора).
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 , хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах 18 в., выполненных в мезенском регионе.
    Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла.
     Первое письменное упоминание как о центре росписи датировано 1904 годом. 


По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 в. Предметы густо испещрены дробным узором — звездами, крестиками, черточками, выполненным в два цвета: черный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы.


Рисовали щепочкой или глухариным пером.

Уникальны были сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.


А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю – тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.
Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором.

В мезенской росписи используют много солярных знаков. Иногда они покрывают поверхность сплошным узором.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен.